Результаты определения содержания углеводов представлены в таблице 2. Их наибольшее количество выявлено у растений семейства сложноцветных, у которого испытано 7 родов, 10 образцов и 9 видов. Это 2 сорта топинамбура - Скороспелка и позднеспелый сорт Интерес, 2 вида девясила - д. великолепный и д. высокий, 2 вида рода Polymnia - P. Sonchifolia и P. Uvedalia, а также лопух большой, одуванчик обыкновенный, левзея сафлоровидная и цикорий обыкновенный. В подземных органах этих растений пределы варьирования уровня спирторастворимой фракции (фруктоза и олигофруктаны) составили от 7 до 70 % на воздушно - сухое вещество, а полифруктанов - от 5 до 64 % (табл. 2).
Изучена динамика накопления фруктанов у двух видов девясила - д. великолепного и д. высокого. У одновозрастных растений обоих видов не выявлено существенных различий по сумме углеводов в единице сухого вещества. К концу вегетации количество измеренных фруктанов достигало 55 % у д. высокого и 50 % - у д. великолепного. Отношение полифруктаны/олигофруктаны было разное и составило 4.5 - у первого и 1.5 - у второго, что определенно указывает на более высокую степень полимеризации фруктозы у д. высокого (рис. 1). Выявлено, что у цветущих растений д. великолепного по мере старения содержание полифруктанов уменьшалось и их уровень у растений десятого года был в 2 раза ниже в сравнении с растениями второго года жизни (рис. 2). Количество олигофруктанов, наоборот, увеличивалось. При этом сумма измеряемых углеводов сохранялась примерно на одном уровне и составляла 40-47 % в пересчете на воздушно-сухое вещество.
Таким образом, обобщая данные определения углеводов у растений семейства сложноцветные, можно заключить, что в этом семействе встречаются виды с очень высоким (46-70 %) и высоким (20-30 %) количеством низкомолекулярных фруктозосодержащих углеводов: топинамбур, девясил великолепный, якон узколистный, лопух большой, одуванчик обыкновенный. Наибольшее содержание высокомолекулярных фруктанов (40-64 %), в том числе инулина, характерно для девясила высокого, одуванчика, лопуха и якона (P.uvedalia).
В отличие от сложноцветных, у растений семейства луковые фруктаны локализованы и в листьях, и в подземных органах (табл. 2). У лука поникающего в исследуемый период вегетации (первая декада июня) фруктозосодержащие углеводы представлены преимущественно низкомолекулярной фракцией. Возможно, что по мере старения синтез и накопление фруктанов у него может происходить и в подземных органах. Например, у лука победного, проба для анализа у которого взята в середине августа, в луковицах и корнях содержалось около 20 % полифруктанов (табл. 2). У представителя семейства амариллисовых - нарцисса гибридного обнаружена только низкомолекулярная фракция, причем ее количество в листьях было почти в 2 раза больше, чем в корнях. Возможно, что, как и у лука поникающего, такая локализация связана с возрастом растений.
О высоком содержании фруктозы в корнеплодах дайкона есть данные в литературе [10]. В наших исследованиях у этого вида не обнаружена высокомолекулярная фракция фруктанов, а низкомолекулярная составила 18 % на единицу сухого вещества (табл. 2). До 10 % полифруктанов обнаружено в корневище ваточника сирийского. Это неприхотливое растение, формирующее мощную надземную массу, обладающее высокой активностью вегетативного размножения и перспективное как кормовое, может быть хорошим источником для получения фруктозы. Литературных данных о возможном синтезе и накоплении фруктозосодержащих углеводов у него мы не встретили.
Растения других исследованных семейств (родиола розовая, чемерица Лобеля, бадан толстолистный, скополия, аконит и др.) содержат в корневище 2-5% низкомолекулярных фруктанов, что соответствует уровню свободной фруктозы, которая является необходимым компонентом метаболизма у всех видов растений независимо от их систематического положения (табл. 3).
По литературным данным, злаки также содержат фруктаны разной степени полимеризации. В большинстве случаев это полифруктаны типа левана или флеана. В их молекуле фруктозные остатки соединены в фруктофуранозную цепь 1.6 глюкозидными связями, а у инулина -1,2 связями. Так, из тимофеевки (Phleum pratense) выделены флеаны, молекулы которых включают до 50 фруктозных остатков с 1.6 связями, а из овсяницы красной (Festuca rubra) - флеаны с n = 15 [11]. Есть сведения, что зерновые злаки содержат фруктаны как типа инулина, так и типа флеана. Например, по данным В.Л. Кретовича [12], на ранних стадиях созревания ржаного зерна их содержание достигает 30 % на сухое вещество. По мере созревания зерна они постепенно превращаются в крахмал, что указывает на легкость превращения в растениях фруктозы в глюкозу.
В наших исследованиях не обнаружены фруктаны у растений семейства злаковых (табл. 2). Выявленные 2-3 % соответствуют, очевидно, свободной фруктозе. Для обнаружения фруктозосодержащих углеводов у растений семейства злаковых необходимо изучение их образования и накопления в разных органах от всходов до полного созревания.